Crotalus atrox

Лекарственная субстанция. Цельный яд техасского гремучника (Crotalus atrox). Частный серпентарий.
Свойства. Техасский гремучник - одна из самых опасных змей на планете. В США она занимает первое место по количеству смертельных укусов.
Показания для Crotalus atrox во многом подобны (но не идентичны) показаниям для других препаратов, получаемым из ядов ямкоголовых змей и гадюк. Общим патогенетическим признаком этих ядов (и соответственно, препаратов из них) является более или менее интенсивные, в основном, локальные отеки тканей с кровоизлияниями или другими проявлениями сосудистых повреждений. Таковые часто можно наблюдать при поражениях кожи, воспалительных заболеваниях ротовой полости и респираторного тракта. Именно выраженные повреждения сосудов и тканей отличают отёки "кроталюсного" типа от тех, при которых показаны препараты группы Apis. В зависимости от характера этих повреждений, находящийся в их очагах инфильтрат может содержать цельную, свернувшуюся или полуразложившуюся кровь или продукты лизиса тканей, в следствие этого, "кроталюсные" отёки могут иметь все мыслимые оттенки - от бледно-воскового до иссиня-черного. Лишь в лёгких случаях они напоминают "аписные", но и тогда их можно отличить по слабому или отсутствующему сосудистому рисунку, тогда, как при "аписных" отёках он всегда более или менее выражен (если, конечно характер эпителиального покрова вообще позволяет что-либо рассмотреть). Однако, выбирая между препаратами обсуждаемых групп, не стоит проявлять излишнюю категоричность (тем более, если и выбирать-то не из чего): яды перепончатокрылых насекомых и ямкоголовых змей имеют много общего, как по химическому составу, так и по токсикологическим характеристикам, и в большинстве случаев, при которых показаны препараты одной группы, они могут быть более или менее успешно заменимы препаратами другой. Поэтому в "кроталюсном" случае всегда лучше дать Apis, чем не дать ничего, и наоборот.
Наглядные примеры "кроталюсных" отёков слизистых оболочек преподносят современные гриппоподобные эпидемии, когда отечность в ротовой полости больных сопровождается характерными точечными кровоизлияниями (петехиями), хорошо заметными на мягком нёбе.
Замечательными иллюстрациями "кроталюсного" поражения кожи являются потертости ступней особенно часто наблюдающиеся у женщин при ношении новой или тесной обуви, когда на месте едва заметной розоватой припухлости быстро развивается болезненный отёк, часто завершающийся нагноением с последующим прорывом или даже отторжением кожи. В таких ситуациях Crotalus atrox - одно из самых эффективных и быстродействующих гомеопатических средств. Несомненно, этот препарат может быть применен и при таких физических травмах кожи, как порезы, проколы, ушибы, небольшие обморожения, а также для смягчения последствий от прививок и инъекций агрессивных аллопатических препаратов, оставляющих после себя синяки и уплотнения.
В сферу кроталюсного подобия входят и некоторые гнойничковые заболевания кожи. Но в таких случаях от самолечения лучше воздержаться, так как причины подобных патологий, как правило, скрыты в глубине организма, и есть риск усугубить внутреннюю болезнь, "замазав" её внешние проявления.
Crotalus может быть с успехом применен для лечения состояний, сопровождающихся кровоточивостью и кровотечениями. В этой сфере он составляет хорошее дополнение таким "заслуженным" средствам, как Ipecacuanha, Hamamelis, Milelotus и Millefolium. Предпочтение Crotalus'у перед этими средствами следует отдавать тогода, когда истекающая кровь имеет неестественный цвет или консистенцию - чёрная (Hamamelis, Acidum sulphuricum, Elaterium), коричневая (M122, Acidum nitricum), неоднородная или тягучая, а также, если в области источника кровотечения ощущается боль, как от нарыва.
Специфика применения Crotalus'а при заболеваниях внутренних органов для понимания неискушенного пациента, пожалуй, сложновата, и в формате данного руководства останавливаться на ней излишне. Однако нельзя не упомянуть еще об одном полезном в быту приложении Crotalus'а - его противокашлевой активности. Кашель "кроталюсного" типа ассоциирован с очагами поражения в респираторном тракте, которые по своим свойствам подобны эпителиальным очагам на видимых участках тела. Почти всегда пациент способен точно указать место очага, являющегося источником кашлевого раздражения. Обычно такой очаг является одиночным и располагается в гортани или в трахее. Он вызывет ощущение саднения или болезненного сдавливания, усиливающегося при кашле, разговоре и движении. Характер мокроты вариабелен - от полного отсутствия до обильной и даже кровянистой. Но она редко бывает жидкой (M122) или чисто гнойной. Иногда характер кашля может напоминать коклюшный, т.к. его приступ усиливает раздражение очага, образуя "порочный круг" (Drosera). При этом кашлевые толчки следуют один за другим со всё нарастающей силой, образуя кашлевую серию, прекращающуюся только с наступлением изнеможения, или после отхождения слизи. В тяжелых случаях на пике пароксизма может возникать рвота. Болезненность после кашля обычно усиливается, но довольно быстро ослабевает. В отличие от коклюшного, "кроталюсный" кашель не имеет тенденции усиливаться по ночам (противоположность - Laurocerasus) и всегда облегчается в покое.
Модальности. Преимущественно правостороннее средство (Lachesis - левостороннее). Большинство симптомов ослабевает в тепле, в покое, ночью, а усиливается при движени и физической нагрузке (M122).
Совместимые: Paris quadrifolia.
Несовместимые: Lachesis.
Антидоты: Бёрике рекомендует Lachesis, Camphora или Alcohol. Последняя рекомендация, по-видимому, прямо следует из широко распространенного убеждения в том, что алкоголь, якобы, нейтрализует яд гремучников. Если проводить аналогию с укусами гадюк, то, вероятнее предположить, что антидотирующий эффект алкоголя проявляется только если он принят сразу после укуса - не раньше и не позже. Когда же змея кусает уже пьяного человека, его шансы на благополучный исход, напротив, уменьшаются. Но, как бы то ни было, потребности в антидотировании этого препарата пока не возникало - как и большинство гомеопатических средств, приготовляемых из сильных ядов, он действует мягко и ненавязчиво.
Подобные: Agkistrodon halys, Cantharis, Lachesis.
Доступность. Препарат эксклюзивный (по крайней мере, в России). Сведений о его гомеопатическом применении нами не найдено. Как и все препараты Медцентра, в продажу он не поступает. Однако во многих гомеопатических аптеках доступен препарат Crotalus horridus, производимый из яда близкородственного вида - полосатого гремучника (Crotalus horridus). В первом приближении показания для обоих препаратов можно считать идентичными (у Crotalus atrox резче выражены местные и тканевые симптомы - геморрагия, отек, гиповолемия; у Crotalus horridus - нервно-психические - душевная подавленнось, болезненность или парестезия). Более существенное различие может состоять в том, что российские аптеки для приготовления Crotallus horridus, как правило, применяют готовые запасные разведения, происхождение и качество которых (впрочем, так же, как и их субстанций) трудно установить, притом, что биологические субстанции и приготовленные из них препараты весьма привередливы к условиям производства, хранения и транспортировки. В нашей практике бывали случаи, когда препараты Crotallus horridus, поставляемые широко известными в России производителями, отказывали в абсолютно "кроталюсных" случаях. Аналогичные проблемы возникали и с другими препаратами, когда они приобретались в первой попавшейся на пути гомеопатической аптеке. При таких обстоятельствах врач, даже будучи абсолютно убежденным в правильности своего назначения, не может быть уверен в том, что препарат возымеет желаемое действие. Только длительная работа в тандеме с одним и тем же производителем (или, что еще лучше, собственноручное приготовление гомеопатических препаратов) позволяет врачу-гомеопату правильно оценивать результаты своих назначений, а пациенту - квалификацию самого врача. Поэтому если гомеопатический препарат можно получить непосредственно у лечащего врача, именно так и следует поступить.